Управление школой осуществляется на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Уставом общеобразовательного учреждения, нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки, педагогического Совета и органов общественного самоуправления школы. Структура управления в школе построена с целью обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в интересах всех участников образовательного процесса.
Основными характеристиками системы управления в школе являются:
- коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса;
- предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;
- возможность обмениваться оперативной информацией;
- творческое сотрудничество;
- оптимальное взаимодействие управленцев с участниками образовательного процесса;
- гибкий демократический стиль руководства.
Уровень администрации — уровень директора и его заместителz.
Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, Совет школы, педагогический Совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы.
Уровень учителей — уровень учителей-предметников, классных руководителей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров и др.
Уровень обучающихся — обучающиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения, могут создаваться структуры, куда входят педагоги и обучающиеся.
Первый уровень структуры — уровень директора (по содержанию — это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива школы; утверждает план развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Директор:
- действует без доверенности от имени школы, представляет ее интересы во всех органах, учреждениях и организациях;
- распоряжается имуществом школы в пределах прав, предоставленных ему действующим законодательством Российской Федерации и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- выдает доверенности;
- открывает лицевые счета в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- заключает договоры, в том числе трудовые договоры;
- осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников, поощряет работников школы, налагает дисциплинарные взыскания, увольняет с работы;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
- утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
- несет ответственность за деятельность школы перед учредителем;
- утверждает локальные нормативные акты.
Совмещение должности директора с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) в школе или вне ее не допускается.
Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Общее собрание:
- заслушивает отчеты директора, заместителz директора;
- помогает в организации досуга коллектива;
- решает вопросы о представлении работников школы к наградам различного уровня.
Оперативное планирование школьных мероприятий, решение стратегических и текущих вопросов развития школы осуществляет выборный представительный орган — Совет школы, действующий на основании положения о Совете школы.
Члены Совета выполняют свои обязанности на общественных началах. Совет школы исполняет круг полномочий и обязанностей в интересах реализации своих планов (в том числе годового плана работы Совета) последовательного достижения высоких результатов общего образования, укрепления здоровья и обеспечения прав каждого обучающегося школы.
Педагогический Совет школы (далее педагогический Совет) — постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников, включая совместителей, под председательством директора школы. Председателем педагогического Совета является директор. Директор назначает своим приказом секретаря педагогического Совета. Работа педагогического Совета регламентируется положением о педагогическом Совете.
Педагогический Совет собирается директором по мере необходимости, но не реже пяти раз в год. Внеочередное заседание педагогического Совета проводится по требованию не менее одной трети педагогических работников.
Решение педагогического Совета является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третьих педагогических работников. Решения педагогического Совета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем.
Педагогический Совет проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы:
- производит обсуждение различных вариантов содержания образования, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
- организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает решение о проведении в данном году промежуточной аттестации обучающихся и её форме;
- принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, а также об его оставлении на повторное обучение в том же классе, продолжении обучения в форме семейного образования и исключении обучающегося из школы;
- принимает решения о награждении обучающихся школы, в случаях, установленных настоящим Уставом;
- обсуждает годовой календарный учебный график.
В школе ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников в наиболее оптимальных для школы формах. С этой целью в школе создаются школьные методические объединения, действующие на основании положения о методическом объединении. Руководитель методического объединения выбирается из состава членов ШМО и утверждается директором школы.
К компетенции методических объединений относится:
- организация деятельности, направленной на удовлетворение информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования школы;
- содействие выполнению целевых, федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ; обновлению структуры и содержания образования, педагогичеСкого мастерства педагогов;
- организация проведения семинаров, организационно-деятельностных игр, практикумов, мастер-классов;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- предварительное рассмотрение и утверждение планов семинаров, конференций, рабочих программ;
- организация и проведение методической работы по предмету (предметам);
- организация внеклассной деятельности обучающихся;
- анализ результатов образовательного процесса.
Творческие группы учителей — временная группа педагогического коллектива, объединяющая учителей одного или различных предметов. Состав группы выбирает руководитель, организующий разработку и реализацию данной проблемы.
Творческие группы учителей создаются:
- для решения определённой учебной или воспитательной проблемы;
- готовят рекомендации по использованию созданного опыта.
Ученический совет является органом ученического самоуправления школы. Решения ученического совета обязаны выполнять все обучающиеся школы.
Ученический совет:
- организует работу детского коллектива школы;
- принимает решение о проведении досуга, познавательной и трудовой деятельности обучающихся;
- обсуждает формы работы;
- оказывает помощь в работе клубной деятельности;
- привлекает обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях;
- является разработчиком и организатором школьных праздников.
Непременным условием развития школы является сотрудничество педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся. В школе работает выборный родительский комитет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе — классный родительский комитет. В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, укрепления связей между школой и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении школой создается родительский комитет школы, который действует на основании положения о родительском комитете.